Если к сокращению, обозначающему продвижение в естественной выдаче поисковых систем (SEO), все уже более-менее привыкли, то набирающее в последние годы всё большую популярность направление интернет рекламы, скрывающееся за аббревиатурой SMM (Social Media Marketing) – пока ещё в новинку большинству клиентов. И з-за этого часто встаёт вопрос – что же лучше? Что даст наибольшую отдачу – SEO или SMM? Если рассматривать вопрос в таком ракурсе, то ответить на него односложно – просто невозможно.

Дело в том, что каждому бизнесу, желающему рекламироваться в сети интернет, необходима собственная стратегия ведения рекламных кампаний, которая и будет для него максимально эффективной. Чаще всего максимальный эффект будет приносить сочетание различных каналов рекламы. Комплексный подход всегда “рулит”, но, к сожалению, не всегда вписывается в рамки бюджета. Поэтому, с экономической точки зрения, зачастую можно пренебречь тем или иным каналом привлечения клиентов и сосредоточиться на том, что приносит наибольшую отдачу.

Давайте попробуем выделить сильные и слабые стороны продвижения сайтов в поисковой выдаче и SMM.

SEO

Чем сильно SEO? В первую очередь точным таргетингом на целевую аудиторию. В поисках информации, человек обращается к поисковику с каким-то вопросом. Обычно его информационная потребность выражена в запросе довольно чётко и если он получит на свой вопрос ответ в виде вашего сайта в первых строках, то вполне может превратиться в ещё одного вашего клиента. Прелесть SEO заключается в том, что человек именно в момент, когда он делает запрос к поисковой машине, интересуется строго определённой информацией. Зачастую эта потребность неотложная, как например информация о заказе пиццы в его районе. Пользователь прямо здесь и сейчас хочет заказать именно ту пиццу, которую вы продаёте. Можно ли придумать момент лучше, чтобы показать ему свою рекламу? Кажется, что лучшего момента и быть не может. Таким же образом работает и контекстная реклама. Разница между контекстной рекламой и SEO есть и огромная, но в способности подсунуть человеку нужное предложение, они очень похожи.

Казалось бы, у поисковой рекламы есть всё, что нужно для бизнеса. Это идеальный канал продаж! Но, как у любой медали, у SEO две стороны. Негативная сторона связана с низким доверием пользователя к информации на сайте и коммерческому предложению компаний. Чтобы было понятно, приведем пример: человек набирает запрос “пластиковые окна” в поисковой строке. Получает список из нескольких десятков коммерческих сайтов, предлагающих услуги по установке пластиковых окон и еще несколько ссылок на информационные статьи, отзывы, форумы по данной теме. И з этих форумов и отзывов он попутно узнаёт что установка пластиковых окон – дело тонкое и в этой сфере полно недобропорядочных исполнителей, которые могут поставить окна так, что потом придётся всё переделывать. Что делать нашему бедному пользователю? Как выбрать подходящую компанию? Можно сколь угодно долго говорить о том, что качественный дизайн и юзабилити сайта способны вызвать доверие у пользователя, но на самом деле это далеко не всегда так. Представили себя на месте такого пользователя? Что бы сделали вы? Правильно! Большинство людей, если они ответственно подходят к делу, постараются заручиться мнением кого-нибудь из знакомых о том, какая компания лучше, а какая хуже. Скорее всего, кто-нибудь из знакомых посоветует обратиться в ту компанию, с которой они уже когда-то имели дело. При прочих равных, неопытный человек пойдёт именно в эту компанию. Вот тут мы подходим к вопросу об SMM.

SMM

А что делать пользователю, которому не у кого спросить совета? Что делать человеку, который сильно ограничен во времени? Какой бренд выберет он? Ответ прост – тот, который уже знаком ему. Этот бренд может быть знаком ему по рекламе на радио или по наружной рекламе. А может быть, он видел какую-то информацию об этом в социальных сетях?

SMM – это продвижение бренда в социальных сетях. Правильный SMM предполагает в первую очередь “автоматическое продвижение”, т.е. такое, которое не требует постоянного участия организатора. Как правило, на современном этапе, SMM заключается в создании некоего интересного пользователям социальных сетей контента, который будет распространяться по социальной сети при помощи репостов, лайков и т.п. Таким контентом может быть вирусные видео, фото, интересные статьи, аналитические подборки по теме и т.п. Таким образом, позитивная информация о бренде доносится до максимального количества потребителей. И преподносится эта информация не от лица бренда, который явно коммерчески заинтересован в её распространении, а от лица обычных людей – друзей и знакомых нашего бедного пользователя. Доверия к такой информации всегда гораздо больше.

Другой позитивной стороной SMM является то, что после нескольких напоминаний о том или ином бренде, у человека складывается чёткое позитивное представление о нём.

Если вернуться к примеру с пластиковыми окнами, то такая потребность возникает у людей далеко не каждый год, но наблюдая периодически положительные отзывы друзей и репосты о некоей компании “X”, у потребителя, при возникновении такой потребности, скорее всего не возникнет вопросов, куда обратиться за данной услугой. По крайней мере, он точно проверит цены и условия по интересующей его услуге в данной компании.

Очевидно, что наилучший вариант – одновременное использование максимального количества рекламных каналов. Давайте попробуем разобраться, для какого бизнеса SMM незаменим? Во-первых, для любого розничного бизнеса, ориентированного на широкую аудиторию. Отсутствие возможности узко таргетировать рекламу на определенную аудиторию – ахиллесова пята SMM, поэтому, чем шире круг потенциальных потребителей – тем эффективней будет работать этот канал привлечения. Вторая группа бизнесов – так называемая “женская тематика”. Сюда относится в первую очередь всё, что связно с детьми и домом. Дело в том, что женщины психологически больше готовы доверять советам кого-либо, а не ориентироваться на собственные рассуждения. Другими словами, женщины перекладывают часть ответственности за принятие решения на плечи советчика.

Какой бизнес нуждается в минимальной рекламе в социальных медиа? Можно практически со стопроцентной уверенностью сказать, что плохо будет работать в SMM. Это дорогие и специфические вещи. Например, крайне маловероятно, что у вас получится продать с помощью социального маркетинга сложную специфическую строительную технику. Не получиться продать в социальных сетях судовую арматуру или горячекатаный лист из нержавейки. С трудом будут продаваться и дорогие предметы роскоши. Кстати, это связано не только со спецификой SMM как канала продаж, но ещё и со среднестатистической аудиторией пользователей социальных сетей. Статистика говорит о том, что в социальных сетях больше времени проводят подростки, то есть аудитория не платёжеспособная. Это не говорит о том, что состоятельный бизнесмен, могущий позволить себе приобретение предметов роскоши никогда не бывает Вконтакте или в Facebook, но это редкость. И покупать дорогие вещи по рекомендациям такие люди не всегда склонны.

Выводы

Подводя итог, вернёмся к тому, с чего мы начинали – каждый бизнес нуждается в разработке собственной комплексной рекламной кампании, а разработкой стратегии продвижения бренда в интернет должен заниматься опытный интернет маркетолог.