SEO продвижение сайтов - уже довольно-таки не новый вид деятельности в современном интернет-маркетинге. Однако с каждым годом, месяцем (а может быть и днем) в эту отрасль приходят все новые и новые люди. Уровень знаний и навыков у всех разный, однако для того чтобы предоставлять качественные услуги по поисковой SEO оптимизации, необходимо владеть основами SEO.

В этой статье мы сделаем краткое описание SEO, зачем это нужно, каким бывает, в общем, особо не углубляясь, расскажем то, что нужно знать о SEO начинающим оптимизаторам. Итак, поехали.


SEO (от англ. search engine optimization) – это поисковая оптимизация. SEO представляет собой целый набор действий и мероприятий, направленных на повышение позиций веб-сайта в органической выдаче поисковых систем (Яндекс, Google, Yahoo! и т.д.). Результаты такой выдачи появляются в ответ на различные запросы пользователей. Стремление занять более высокие позиции в поисковой выдаче (ТОП-10, ТОП-3) обусловлено тем, что пользователи чаще переходят по ссылкам на сайты, находящиеся на первой странице результатов и ближе к поисковой строке.


SEO входит в более широкое понятие продвижение сайта, то есть обеспечение притока целевых посетителей на сайт. Пользователи могут приходить не только из результатов выдачи поисковых машин, но и из соцсетей, по контекстной рекламе, медийным баннерам и т.д. В этой статье мы будем говорить лишь о том, как привлечь аудиторию из поиска, чем и занимается SEO продвижение.


Каждая поисковая система имеет свои определенные правила, или алгоритмы, по которым она ранжирует все известные ей сайты. Поэтому продвижение под каждую интересующую нас систему может быть разным. В любом случае продвигаться стоит под все крупные поисковики, так как интернет-аудитория неоднородна и имеет различные предпочтения, кто-то вводит запросы на yandex.ru, кому-то привычнее google.ru, но есть и такие, кто пользуется mail.ru и другими поисковыми ресурсами. На январь 2014 года доля поисковых систем составляла соответственно 55,6%, 31,17% и 9,47%.


Как же поисковик разбирается во всем многообразии сайтов, как определяет порядок их появления? Ведь на тот или иной запрос иной раз приходится несколько миллионов ответов! Для того чтобы навести порядок в своем хозяйстве и мгновенно предоставить пользователю наиболее подходящий (релевантный) ответ, роботы поисковой системы оценивают огромное количество факторов, в частности:

- наличие ключевых слов (запросов) на сайте и плотность ключевиков на определенной странице сайта. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны недобросовестных SEO-оптимизаторов, поисковые системы умеют проводить семантический анализ текстов и фильтровать поисковый спам (избыточное употребление ключевых фраз).

- индекс цитирования сайта. Этот показатель отражает количество и качество ссылающихся на наш сайт других ресурсов. С количеством все более ли менее понятно: с одной стороны, чем больше на наш сайт стоит ссылок, тем он вроде бы популярнее и интереснее пользователям, но с другой стороны, большое значение имеет авторитетность ссылающегося ресурса. Это и есть качество. Часто поисковые роботы игнорируют взаимные ссылки, то есть если два ресурса поставили ссылки друг на друга. Опять же чтобы не было злоупотреблений. Для поисковика важно соотношение количества и качества. Поэтому для сайта хорошо, если на него ссылается ресурс аналогичной тематики (ТИЦ, или тематический индекс цитирования), авторитетный, крупный и старый.


Все множество параметров, которые учитываются поисковиками для помещения сайта на определенную позицию, можно классифицировать как внутренние и внешние факторы ранжирования. Соответственно, SEO оптимизация бывает внутренняя и внешняя.


Внутренняя оптимизация направлена на работу с внутренней системой сайта. Оптимизатор предпринимает шаги по улучшению структуры сайта, его общего качества, на его полезность и нужность пользователям. Это относится и к простоте восприятия материала, оригинальности контента, юзабельности ресурса и т.п. Точное количество факторов, которые оцениваются в этом направлении, неизвестно, но большинство открытых источников называет цифру около 200.


Раньше было возможным учесть требования систем и стараться под каждый фактор получить необходимое значение, гарантирующее положительную реакцию поисковика. Однако сейчас растет и число параметров, и усложняются алгоритмы оценки, что практически делает невозможным и нерентабельным такой подход. Поэтому гораздо проще создать с нуля качественный сайт, полезный для пользователей, в интересах которых и работает поисковик.

К внешним факторам относится всё, что не входит во внутреннюю среду проекта. Факторы, оценивающие релевантность ресурса, можно разделить на статические и динамические.


Внешние статические факторы учитывают количество и качество цитирования с внешних сайтов, при этом текст цитирования здесь не важен. Чем авторитетнее источник, тем лучше.

Внешние динамические факторы делают то же самое, но оценивают еще и текст цитирования. SEO-оптимизатор может повлиять на внешние факторы ранжирования с помощью особых методов.


Методы внешней SEO оптимизации:

- Обмен ссылками. Популярный до настоящего времени способ продвижения. Существуют также специальные биржи по закупке ссылок – это односторонний обмен, когда ресурс на платной основе размещает ссылку на ресурс. Стоимость таких ссылок варьируется в зависимости от авторитетности площадки. Есть также прямой обмен (по договоренности между владельцами ресурсов) и кольцевой (по схеме A->B->C->A).

- Регистрация в каталогах. Существует масса более ли менее крупных и мелких, но в целом небесполезных каталогов, в которых можно регистрировать ресурс самостоятельно или воспользоваться специализированными сервисами.

- Регистрация в каталогах поисковиков: Яндекс.Каталог, DMOZ (AOL), Рамблер Топ100, каталог Апорта, Mail.ru, Yahoo! и прочие.

- Размещение статей.

- Продвижение в социальных сетях.

- Размещение пресс-релизов и многое другое.


С развитием отрасли появляется большое количество всевозможных SEO-сервисов для автоматизации труда и повышения эффективности работы оптимизаторов. Некоторые из них даже предлагают автоматическое продвижение без участия владельцев ресурсов.

Помимо параметров, работа над которыми позволяет повысить позиции сайта, существуют и такие факторы, которые негативно влияют на его рейтинг.


К ним относятся:

1. неуникальное содержание (скопированные новости, плохо переписанные статьи и т.п.) Поэтому важно иметь в своем арсенале копирайтера, который будет создавать оригинальный, доступный и качественный контент.

2. применение спам-технологий. Например, чрезмерное употребление ключевых слов в статье.

3. Чрезмерное количество внешних ссылок. Нужно грамотно соблюдать баланс.

4. И спользование фреймов.

5. Накрутка поведенческого фактора. Поисковые системы, особенно Яндекс, оценивает полезность ресурса в том числе и по поведению пользователей на сайте. Сложные алгоритмы позволяют системе распознать неестественное поведение, что и снизит в конечном итоге позиции сайта.

6. Работа сайта с постоянными перебоями, длительное время загрузки. Эту проблему нужно решать со своим хостингом.


Многие веб-мастера приходят в SEO в надежде на быстрый заработок. Однако очень быстро они осознают, что бесплатно или дешево продвинуть ресурс не так-то просто и начинают активно закупать ссылки. Однако качественные ссылки стоят дорого. Отсюда и допускается множество ошибок, которые приводят к попаданию под фильтры ПС. Поэтому работать с наращиванием ссылочной массы нужно очень аккуратно.