Асессоры Яндекса: кто это?


Специалист, который занимается оцениванием релевантности страниц сайтов по вводимому запросу и результатов поиска, — асессор. Цель его работы — повлиять на качество поисковой выдачи.


Чтобы выполнить поставленные задачи, асессор должен оценить полезность содержимого сайта, его соответствие тематике ресурса, удобство эксплуатации виртуального проекта. Этот подход к оценке сайта сформировал понятие поведенческого фактора. И менно он сегодня является определяющим в оценке релевантности, поскольку позволяет дать качественный анализ юзабилити (удобству использования www-проетка) и конверсии сайта (его способность превратить полезного посетителя в покупателя услуги). Заметим, что ранее оценивание ресурса проводилось более по трастовости виртуального проекта.


Приступая к анализу, необходимо проверить корректность работы поискового алгоритма — проводят различные тестирования. Например, бета-тестирование. Оно позволяет проанализировать действия определенного числа посетителей и сделать качественные выводы о поиске по разработанной формуле ранжирования по заданному запросу. Отсюда следует, что асессор не только занимается оцениванием релевантности ресурса запросу, но и способствует корректировке алгоритмов поисковой системы.


Однако асессор не влияет на позиции виртуального проекта в поисковой выдаче — этот факт стоит учитывать владельцам сайтов. Результаты его работы помогают сделать ресурс более привлекательным для поисковых роботов, что в дальнейшем способствует и его продвижению. Например, относительно новый алгоритм ранжирования сайтов, выпущенный Яндексом в 2011 году, обязательно анализирует сайт по следующим параметрам: доверие и дизайн. И спользовать специальные алгоритмы тестирования для определения этих параметров невозможно, поскольку это не качественные величины. Вот тут в игру вступают асессоры. Они могут провести качественную оценку дизайна и доверия к проекту, что позволит поисковому роботу заметить проект при ранжировании. Однако эти параметры не главенствующие.


Подводя итог сказанному, заметим, что асессоры Яндекса — это опытные пользователи, (получают зарплату), помогающие системе поиска осуществить более качественный анализ сайта по ряду субъективных параметров оценивания.


И нструкция асессора Яндекса


Должностную инструкцию асессора можно с легкостью найти в интернет. Будет ли она фейковая или достоверная — не имеет значения. Главное, что суть работы асессора в ней оговорена корректно. А она в следующем: асессоры анализируют виртуальные коммерческие ресурсы по установленной шкале — от релевантных результатов до откровенного спама.


Это общая характеристика оценивания, но поскольку в этом суть работы специалиста, то обо всех категориях оценивания стоит поговорить подробнее:


•«Витальная» страница — зачастую наиболее правильный ответ. При вводе запроса в строку поиска «витальный» ответ (очевидный) можно получить далеко не всегда — об этом стоит помнить. Зачастую «витальными» страницы обязательно будут для запросов в виде имени организации. Нередко случается, что «витальные» ответы на конкретный запрос даются несколькими ссылками — три или даже четыре.


•«Полезная страница» — та, на которой есть возможность найти достоверный ответ на выставленный вопрос. Такие страницы имеют максимум полезных данных по запросу.


•«Релевантная «+» страница» — та, которая в максимальном объеме отвечает на заданный поиску вопрос-запрос.


•«Релевантная «-» страница» — та, которая дает минимальное количество достоверной и полезной информации по заданному вопросу-запросу.


•«Страница нерелевантная» — страница, не отвечающая поставленному вопросу.


•«Спам» — страница, на которой обнаружены признаки поискового спама или дорвея.


•«Страница Не Про То». Чтобы дать понятие — определить, что такое «страница Не Про То», — необходимо слегка разобраться в текстовом ранжировании виртуальных объектов, которое проводят поисковые алгоритмы. И так, текстовое ранжирование — определение роботом тематики сайта. Понимание этого даст возможность роботу понять, по каким запросам и как необходимо ранжировать конкретный виртуальный ресурс.


Чтобы поисковой робот понял, о чем данный объект, он должен провести семантический анализ страниц сайта. Выделить слова-маркеры на странице, посредством которых он присваивает ресурсу определенную тематику. Первоначально оценивают страницы, а затем и весь проект в целом — принципы анализа фактически идентичны. Данный метод далеко не совершенен, поэтому алгоритм, работающий по описанному принципу, может допустить ошибки, что и случается нередко. Например, такая ситуация: проводя семантический анализ документа, поиском были обнаружены случайные конструкции определенной тематики. Поисковая система по этим конструкциям присваивает странице соответствующую тематику. Но на самом деле текст имеет совершено отвлеченную тему и при этом спамом не является.


Стоит ли оказывать влияние на асессоров? Как это сделать?


После прочитанного может возникнуть мысль о том, что на асессора реально оказать влияние, дабы он оценил и проанализировал конкретный виртуальный ресурс так, как необходимо его владельцу — в пользу сайта. Но на самом деле сделать это достаточно проблематично, но возможно. Давайте разберемся почему.


Оценивание виртуального проекта ведется не одним единственным специалистом, а потому влиять необходимо на «бригаду» асессоров, ведущих проект. Учитывать стоит и тот факт, что асессор никоим образом не влияет на выдачу сайта по запросу. Он лишь подает сигналы, которые в последствие тестируются поисковыми роботами. При этом тестирование происходит посредством специальных машинных алгоритмов. Отсюда, асессор — своеобразный навигатор, при помощи которого поисковым роботам проще взять «правильный курс движения».


Есть и еще нюанс. Для современных поисковых роботов оценка одного специалиста ничего не значит. Они руководствуются сигналами, которые выставили n-количество асессоров. А это целая коллегия — не один и не дюжина, больше. Отсюда и столь огромное количество асессоров — внештатных специалистов. По последним данным на 2012 год в Яндексе работало свыше 250 специалистов асессоров и это в сравнении с тем, что в 2010 году их было 120, а в 2011 году — 200 человек.


Еще больше увеличивать численность асессоров бессмысленно, поскольку, мы считаем, что в дальнейшем асессорские оценки будут получать не посредством найма на работу внештатных сотрудников, а при помощи оценочных данных, которые можно получить, осуществляя глобальный анализ поведенческих факторов. По большому счету стать асессором может любой «продвинутый» пользователь интернет, но только в том случае, если поисковые роботы научатся определять, где квалифицированный асессор (достоверный), а где ангажированный. Но поскольку достигнуть это фактически не представляется возможным, поэтому, по нашему мнению, институт асессорских оценок упразднится сам собой.


Но, а пока он живет и функционирует, мы обязаны научиться влиять на асессоров. И делать это необходимо обязательно! Как? Очень просто: повышать пользовательские (юзабилити) характеристики виртуального проекта, делать сайт максимально информативным, достоверным — полезным для посетителей.